World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Неделю назад, 12 августа, World of Tanks справила солидный юбилей. Одной из главных игр, разработанных на территории СНГ, исполнилось 10 лет. Мы решили вспомнить всю историю становления «Танков» — с чего все началось и как проект стал тем, чем является сейчас. А в качестве эксклюзива — заглянуть в ближайшее будущее. Для этого нам пришлось как следует копнуть в историю и пообщаться с сотрудниками Wargaming. Заводите свои танки, мы отправляемся!

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом наших воспоминаний в самое начало. Фотография, которую в провинциальной газете бы назвали «Жаркая дискуссия». Подписана «Москва, 2008 год». День принятия решений. День, ставший точкой отсчета. Один из главных героев той встречи — Петр Битюков. Он до сих пор работает в компании и является активным игроком: на его аккаунте более 100 000 боев.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

«Уже тогда у нас было ощущение, что это будет что-то большое и стоящее, что у проекта хороший потенциал. Но в целом нами правил азарт, запал создания чего-то нового, интересного, оригинального. Чем дальше мы продвигались, чем ближе были альфа- и бета-тест, тем больше появлялось уверенности, что мы идем в нужном направлении. Затем началось общение с первыми игроками — они тогда еще были из числа друзей, знакомых и родственников, давали конструктивную критику, прислушивались, когда мы что-то объясняли. Помню, как после первого совместного обсуждения концепции игры у меня на квартире — когда мы решили, что будем делать игру именно про танки, — буквально через несколько дней мы начали набрасывать первые варианты будущих деревьев. И я постепенно стал входить в роль танкового эксперта: копаться в разных справочниках, искать какие-то машины в интернете, чтобы заполнить ниши в возможном дереве… Сначала были советское и немецкое, третьим планировалось американское, четвертым британское».

Вот так орков с эльфами переехал здоровенный монстр, ощетинившийся советским «дрыном» крупного калибра. Так появилась игра, переросшая все возможные рамки и пределы первоначального проекта. Гигантская, многообразная и увлекательная.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2010 год. Танки и орки

Зима 2010 года, закрытое бета-тестирование проекта «Танкодром». К его началу в игре уже было несколько десятков моделей и три карты. На участие в бете полетели заявки — сначала сотнями, потом десятками тысяч. Летом 2010 года начался открытый бета-тест игры с двумя ветками техники, немецкой и советской. Разработчики не стеснялись в агрессивный и по-хорошему наглый маркетинговый штурм.

Следующее фото в нашем воображаемом альбоме датируется 12 августа 2010 года (число перечеркнуто и исправлено на 13): World of Tanks выходит в онлайн. И случилось то, что глобальный паблишинг-директор игры Максим Чувалов метко называет «культурным феноменом».

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

«Мы создали новый игровой жанр, открыли целую нишу и вовлекли огромное количество игроков, которые до этого вообще никогда не играли ни в игры вообще, ни в онлайн-игры в частности, — а некоторые до появления нашей игры в принципе не имели дела с компьютером. Можно с уверенностью говорить о том, что мы расширили рынок пользователей многопользовательских игр. Наряду с рыбалкой, спортом, гаражом World of Tanks превратилась в хобби для огромного количества людей. Есть много игр, в том числе мобильных, которые могут похвастаться большим количеством игроков. Но очень немногие становятся культурным феноменом».

И с этим сложно поспорить. В «Танки» ворвалась даже та аудитория, что раскладывала на рабочем ПК «Солитер» или махалась с туповатыми ботами в оффлайн-нарды. Взрослые мужики, цыкавшие презрительно на «эти ваши компьютерные стрелялки», залипли за прокачкой третьих ИСов, «пятьдесятчетверок» и королевских «Тигров». Такую популярность в прессе можно и нужно называть сумасшедшей.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2011 год. Мировая экспансия

В феврале 2011 «Танки» стали еще круче. К командным режимам добавилась возможность клановых боев на Глобальной карте, создателем которой был Кирилл Маль. Успешное тестирование в феврале открыло дорогу отдельной галактике во вселенной WoT — Мировой войне. Только на эту тему автор готов написать целую диссертацию, но ограничимся коротким тезисом.

Режим «Глобальной Карты» в проекте Wargaming дал комьюнити возможность попробовать себя в стратегическом планировании, дипломатии и организации отдельных игроков под флагами целых кланов или альянсов. Представьте себе, со временем альянсы насчитывали до 4-5 тысяч человек, объединенных многочисленным командованием, которое регулярно обсуждало стратегии, захват и оборону целых фронтов. В ход шло все, что можно, включая переговоры, пакты о ненападении, предательства и непримиримые противостояния между принципиальными соперниками.

В этом же году Wargaming выпустила игру в Китае, Америке и Европе, а еще принялась прощупывать почву в набирающем популярность киберспортивном направлении. 18 июня в Москве прошел своеобразный чемпионат мира под названием «Уральская сталь», собравший более 200 «танкистов» со всей планеты. К сожалению, киберспорт в World of Tanks сейчас переживает не лучшие времена. Почему? Объясняет Максим Чувалов.World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

«Киберспорт вряд ли вернется в Wargaming в виде спорта высоких достижений: лиг, киберспортивных команд. Он существовал в другом режиме, нежели наша основная игра. Это были не бои 15 на 15, это были бои 7 на 7. Но этот формат полностью оторван от нашей базовой игры. С точки зрения тактик зритель может мало что вынести из просмотра таких событий себе в игру, а значит, интерес к просмотру будет низким. Так что киберспорт в виде больших чемпионатов, с выездами и стримами мы возвращать не планируем. Но мы пришли к новой форме: недавно у нас прошел очередной крупный турнир «Время танков. Битва взводов». Можно сказать, что он уже стал народным, а в этом году турнир впервые прошел онлайн и в международном формате и собрал рекордное число участников — 58 тысяч человек. Кроме того, у нас работает сервис WG Events, с помощью которого мы поддерживаем инициативы наших игроков. Каждый игрок, достигший совершеннолетия, может организовать любительское мероприятие. Организаторы получают знаки классности в зависимости от количества и успешности ивентов, а в зависимости от знака классности могут получать различные виды поддержки будущих мероприятий. Вот это и есть то направление, в котором мы хотим двигаться: интересный киберспорт, доступный для большой массы игроков, но не спорт высоких достижений».

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2012 год. Обновление 8.0

В сентябре World of Tanks обзавелись историческим обновлением 8.0, в котором игра стала еще лучше: улучшили освещение, физику, звуки, добавили тени и пятую ветку бронетехники — британскую. Олдскулы сводит от воспоминаний от появления «Кромвелей» и «Бабахи» (кто понял, тот понял). За труды Wargaming получает первый «Золотой Джойстик» — престижную награду в номинации «Лучшая ММО». К концу года аудитория танкистов насчитывает порядка 45 миллионов зарегистрированных юзеров по всему миру. Для сравнения: население Англии на тот год — 53,5 миллиона человек.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2013 год. Восточный акцент

В 2013 году танковое дерево WoT обросло сразу двумя ветками — китайской и японской. Тяжелые танки из страны Восходящего Солнца моментально обрели кучу поклонников и ненавистников по всему миру. А средние танки 10 уровня STB-1 и 121 стали любимцами самых умелых игроков. Помимо японской техники, Wargaming решила зайти с козырей и заключила сотрудничество с создателями аниме-серии Girls und Panzer. В этом же году количество «танкистов» насчитывало уже 75 миллионов зарегистрированных пользователей, а игра получила очередной Golden Joystick в номинации «Лучшая онлайн-игра».

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2014 год. Голливуд в HD

В январе 2014 года World of Tanks в очередной раз попадает в книгу рекордов Гиннесса по онлайну на сервере — 1 114 337 человек. А в апреле выкатывается обновление 9.0 под громким названием «Новый рубеж». Больше всего изменений коснулось внешнего вида игры: появились первые HD-модельки техники, знаменитое взаимодействие с поверхностью и взрыв боеукладки. Для кланов разработчики приготовили отдельный сюрприз — режим «Укрепрайонов», позволяющий игрокам зарабатывать всевозможные плюшки для своих тегов. Таким образом кланы начали являть собой ценность не только на Глобальной карте, но и в других режимах боев. В октябре коллаборации белорусского IT-гиганта с западным рынком вышли на новый уровень: в игре появился танк M4A3E8 Fury из одноименного голливудского боевика с Брэдом Питтом во главе.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2015 год. Чехословацкий Рубикон

Сложно назвать этот год удачным для игры, поскольку разработчики вынуждены были отменить громкое обновление под названием «Рубикон» и присвоить ему рядовое название в цифрах — 9.12. Уже в следующем патче дерево техники пополнилось чехословацкими бронемашинами, ударной силой которых стал TVP T 50/51, перевернувший с ног на голову своеобразный рейтинг средних танков. Фишкой «чеха» стало барабанное орудие с быстрой перезарядкой – меньше чем за 5 секунд орудие вливает в противника 1280 единиц урона в среднем. 

Перелистываем альбом, 2016 год. Полетели в Швецию

Обновление 9.14 принесло игрокам новый звуковой движок: техника и выстрелы стали на порядок реалистичнее. А в июле «Танки» полетели в воздух: Wargaming в сотрудничестве с Belavia представили брендированный Boeing 737-300. А в декабре, при поддержке легенды голливудских боевиков Дольфа Лундгрена, прошел анонс шведской техники. Больше всего выделялись ПТ-САУ ветки, для которых ввели специальный «осадный» режим и эти машины долго считались одними из сильнейших в своем классе. Как вспомнишь отсутствие слабых мест в их лобовой броне, стул автоматически начинает подниматься ввысь на собственной ракетной тяге…

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Перелистываем альбом, 2017 год. ВБР дал, ВБР взял

Для тех, кто не в теме: ВБР расшифровывается как «Великий Белорусский Рандом» и ссылается на сгенерированный разброс урона (и не только) в World of Tanks. Но к делу: в 2017 году разработчики подвергли значительной переработке класс САУ (артиллерии или «арты» в простонародье). А также ввели легкие танки IX и X уровней, сделав игру на хай-левеле чуть более динамичной и непредсказуемой. В августе того же года в игре появился еще один крутой режим — «Генеральное сражение», где с обеих сторон воюет по 30 игроков. Ну и вишенкой на торте стала шикарная коллаба с метал-группой Sabaton и клип «Primo Victoria» вместе с одноименным коллекционным танком, командира которого озвучил солист коллектива Йоаким Броден. Выкуси, Fortnite! В подарок к семилетию разработчики получили третий «Золотой Джойстик» в номинации «Лучшая игра, в которую все еще играют»

Перелистываем альбом, 2018 год. Перезагрузка с итальянским акцентом

Весной в истории World of Tanks вышло эпохальное обновление — игра перешла на собственный движок и значительно похорошела. В честь нового «мейкапа» даже записали новую музыкальную озвучку с помощью (внимание!) Пражского симфонического оркестра. А в мае WG выложила еще один козырь из рукава — итальянскую технику, амбассадором которой стал легендарный футбольный вратарь Джанлуиджи Буффон.

Но и этого оказалось недостаточно. В августе 2018 патч 1.1 добавил в игру польскую ветку техники и еще один «Золотой Джойстик» в шкафчик трофеев. Ну и соглашение с «Белавией» расширили еще одним брендированным самолетом, в этот раз еще и салон оформили в «танковом» стиле. Шик, блеск, красота, масштаб! Тем не менее, в последние годы все чаще встречается фраза «Танки уже не те». Мол, онлайн проседает, интерес угасает, конкуренты не дремлют.

Максим Чувалов убежден, что это не так.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

«У нас не было момента, когда эксперты не прогнозировали нашего угасания, примерно года с 2011-го. Тогда прогнозирование нашего угасания началось и со стороны игроков, и со стороны экспертов. У турагентств тоже проседает число клиентов зимой — но это не значит, что они угасают. В World of Tanks онлайн проседает с сезонностью, как и у любого другого бизнеса, который работает 24/7. Если взять в целом динамику, то, например, в течение последнего года у нас наблюдался рост: показатели онлайна были выше, чем за аналогичный предыдущий период. Чтобы поддерживать интерес к игре, мы регулярно выпускаем обновления и не даем ей стоять на одном месте. Кроме того, мы стараемся постоянно держать игроков в инфополе. Когда они на какое-то время покидают игру, то уже знают о вещах, которые планируются к выпуску в ближайшее время. А значит, уже ждут этих новых фичей или точно понимают, что ожидает их в игре через пару месяцев. Игроки заглядывают в новости, и какая-то активность может их зацепить: они понимают, что в течение года есть много моментов, когда можно вернуться в игру. Мы всегда планируем свою карту активностей на год таким образом, чтобы в ней было что-то для каждого типа игроков. У нас есть внутреннее деление игроков на когорты: сильно вовлеченные, слабо вовлеченные, «рандомщики» и «нерандомщики» (которые не играют в случайные бои, но участвуют в клановых мероприятиях, играют на Глобальной карте). Даже если сегмент малочисленный, мы все равно уделяем ему внимание и готовим ивенты для этой категории игроков».

Перелистываем альбом, 2019 год. Панк-рок на колесах

Февраль 2019. Легких танков на высоких уровнях оказалось мало, и разработчики снова решают добавить динамики, вводя колесную технику. Верткие и быстрые как мухи EBR'ы доставляют уйму проблем на поле боя, особенно на открытых пространствах или в командных режимах боев. Примечательным событием года стал первый «Танковый фестиваль», собравший за два месяца сразу пять отдельных режимов, среди которых можно отметить возвращение «Танковых гонок» и «Стального охотника» в популярном ныне жанре battle royale. 

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Как прошел Wargaming Fest на День танкиста в Минске

Это было незабываемо!

Подробнее

Ну и куда без музыкальной паузы: в сентябре Wargaming завела очередной броманс — на этот раз с американской панк-рок-группой The Offspring. Всю четверку добавили в роли экипажа на танк Pretty Fly.

Перелистываем альбом, 2020 год. Большие планы

Слово берет продуктовый менеджер World of Tanks Алексей Дьяков.

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

«В честь юбилея в игре с апреля проходит большое событие “Десятилетие”, наполненное подарками и приятными воспоминаниями. С началом финального, V акта мы презентуем игрокам не один танк, как делали это раньше, а сразу семь танков. Шесть из них — это машины, которые мы уже раздавали во время событий и кампаний в игре в предыдущие годы. Те, кто их получал, могли их продать, многие тогда могли не обратить на них внимания и не получить. Теперь возможность получить эти машины есть у всех игроков. Седьмой танк — это новый подарочный танк, который мы еще никогда не раздавали. Чтобы их получить, нужно зайти в игру с 17 августа по 12 октября.

В честь десятилетия мы решили поменять привычный подход и подарить танк более высокого уровня: пятого. Это интересный танк с собственной историей, и мы не просто начислим его на аккаунты, как делали это раньше. Начиная с 17 по 24  августа все игроки смогут выполнить простые задачи и получить еще один, восьмой танк А-46. Готов еще один сюрприз — новая статистика каждого игрока, иллюстрирующая его путь в игре. Благодаря ей каждый сможет узнать, как он выглядит во вселенной World of Tanks, в чем он сильнее других игроков, чем его аккаунт уникален, и в принципе узнать накопленную статистику по игре. В целом «Десятилетие» для нас — это не просто знаковая дата. Мы начали в апреле, продолжаем удивлять сейчас и продолжим до конца года включительно — не только раздачей подарков и возможностью получить праздничные танки. Недавно вышло одно из главных обновлений в году, также стартовал переработанный «Стальной охотник», впереди много других событий, которые мы готовили, чтобы порадовать игроков. Всем этим мы хотим сказать следующее: “Танкам” десять лет, но это не какая-то старая игрушка, которая борется за существование, а жизнеспособный бренд, который умеет удерживать аудиторию, который умеет с ней работать и у которого впереди еще большое будущее, где мы надеемся встретить тех же (и новых!) игроков еще через 10 лет и поговорить о том, что мы по-прежнему на плаву и можем делать крутые фичи и ивенты, и на нас можно положиться».

На дворе 2020-й год, а World of Tanks все еще пребывает в топе самых популярных игр планеты. Это уже давно не просто игра, это полноценный мир с кучей разных дорог и собственным населением. Населением фанатов, любящих «Танки» и все, что с ними связано. От имени всей редакции мы поздравляем World of Tanks с празднованием важной вехи!

Источник: gameguru.ru

Интересное

Оставьте комментарий

пять × один =