История игровой серии XCOM/X-COM

Сейчас серия XCOM находится на коне. Многие её любят и считают чуть ли не эталоном пошаговых стратегий. Отстреливать пришельцев в этой стратегии довольно-таки весело. Что тогда, что сейчас. Однако, прежде чем стать снова лучшей, серии пришлось пройти через многие и даже побывать на грани забвения.

X-Com Logo by Eldarduil on DeviantArt

Начало пути (1988-1995 гг)

История серии началась в конце 80-х годов ХХ века. Тогда разработчики из Mythos Games корпели над сиквелом для Laser Squad. Но когда у сторонних людей появилась возможность оценить первое демо. Однако даже на таком этапе стало понятно, что это должно быть нечто большим, чем очередной сиквел очередной стратегии. Заключив контракт с Microprose, разработчики принялись доводить её до идеала. Полученный результат получил название Х-СОМ UFO Defense.

Сюжет у игры незамысловатый. На Землю напали пришельцы. Чтобы дать скоординированный ответ, все страны мира создают организацию Х-СОМ, куда попадают лучшие военные из всех государств, поддержавших создание.

Игра подразделяется на две части: экономическая и боевая. В экономической части необходимо исследовать космическое оружие и затем внедрять его, строить базы, рекрутировать новых бойцов, повышать ветеранов и т.п. Но на все эти действия нужны деньги. Деньги выделяют страны-спонсоры, однако спонсоры могут перестать давать деньги, если в их странах паника достигнет критического уровня. Поэтому необходимо следить за хаосом в каждом государстве.

Боевая часть представляет собой пошаговые бои. После первого контакта с пришельцами, организация отправляет отряд на нейтрализацию инопланетной угрозы. Бои в игре проходят по классической схеме. У каждого юнита есть свои очки движения и очки действия. Как только они все потратятся, ход юнита закончится автоматом.

Это был успех. Всё, как и предсказывали издатели. Первый Х-СОМ проявил себя с лучшей стороны. Настало время для сиквела, который должен был закрепить успех. Однако за сиквел взялись сами Microprose. Сиквел назывался Х-СОМ: Terror From The Deep и вышел в 1995 году.

Спустя 40 лет пришельцы вновь начали терроризировать землян. Но на этот раз нападения совершались из-под воды. Чтобы дать отпор инопланетянам, человечество снова создаёт отряд Х-СОМ, но теперь им надо было перевооружиться для борьбы под водой.

В геймплейном ядре игра не претерпела существенных изменений. Разве что исследования стали более закрученными, а пришельцы стали куда опаснее.

Падение (1995-2003 гг)

Из-за того, что сиквел не развивал идеи оригинала или не вносил изменений в механику игры, вторая часть уступала по своей популярности первой. Во многом это ударило по Microprose, которые уже тогда переживали не самые лучшие времена.

Apocalypse

Спустя год после выхода Microprose объявляет об анонсе новой части Х-СОМ с подзаголовком Apocalypse. Наличие в кресле разработчиков Mythos Games внушало надежду на что-то интересное. Игра должна была выйти в 1997 году.

Наступил 1997 год, и игра вышла. Сюжет переносится ещё дальше в будущее. После экологической катастрофы пригодным для жизни остался лишь один город, в котором между мафией и полицией идёт оживлённая война, пока большая часть людей сидит на наркотиках. Мало было этого, так пришельцы решают открыть портал и снова начать терроризировать людей. Вспомнив про такую организацию, как Х-СОМ, представители власти решают восстановить её, чтобы те дали бой пришельцам.

Однако воевать с инопланетянами, как раньше, не получится. Организации теперь необходимо не только устранять пришельцев, но и сохранить город в целости и сохранности. В зависимости от разрушений после боевой вылазки, мэрия забирает определённую сумму из бюджета организации на восстановление. Помимо этого, необходимо было искать общий язык с мафией и полицейскими, чтобы те помогали организации жить. Но иногда даже ХСОМ приходится переходить через себя, и заниматься убийствами обычных людей, вымогательствами и рейдерскими захватами (но от этих действий может пострадать репутация организации). А для любителей боёв в реальном времени добавили возможность переключаться между пошаговыми боями и боями в реальном времени.

Не смотря на множество интересных идей, игра не стрельнула. Консервативной части игроков не понравились такие кардинальные изменения в механике, а игрокам, открытым к изменениям, показалось, что они не доведены до конца. Ситуацию усугубляло и финансовое состояние компании. В итоге это привело к тому, что Microprose стала одной из дочерних компаний Hasbro.

Interceptor

Но эксперименты не заканчивались. Следующая часть Х-СОМ с подзаголовком Interceptor. Игра была совершенно другого жанра. Это был симулятор космических боёв. В поисках залежей элерия, люди отправились изучать другие планеты. После поисков они нашли элерий, но вместе с ними они встретились со старыми друзьями – коалицией пришельцев, не раз пытавшихся захватить Землю.

 

Enforcer

Последней игрой Microprose стала X-COM Enforcer. Тогда Hasbro реорганизовало Microprose в Infogrames и поручило разработать шутер от третьего лица в серии Х-СОМ.

Сюжет возвращает игрока обратно во времена первого вторжения пришельцев. Тогда в рамках проекта Х-СОМ велись работы по созданию робота, который мог бы дать отпор захватчикам. Но из-за сокращения финансирования, проект пришлось закрыть. Ведущий проект профессор отказался прекращать работу над роботом, и продолжал работу в пустыне Невады. Закончив работ, робот под именем «Миротворец» готов вступить в бой.

Геймплейно игра представляла собой обычный TPS, в котором герою необходимо спасать гражданских и убивать инопланетян. Так же реализована прокачка робота.

Последняя попытка реанимировать серию стала очередным гвоздём в крышку гроба Infogrames.

Возрождение (2003 – …

В 2003 году Hasbro закрывает студию, отменяет все проекты по серии, а сама серия ушла с молотка. Новыми владельцами стали 2K Games.

После этого наступило затишье. Радиомолчание нарушилось в 2010 году, когда издатель анонсировал шутер с названием Х-СОМ. Игра переносила игрока в США образца 50-х годов, а геймплей представлял смесь шутера и стратегии. Но это было лишь начало.

Enemy Unknown

В начале 2012 года 2K Games анонсировали долгожданную стратегию по серии под названием ХСОМ Enemy Unknown. Возвращение к корням и именитые разработчики в лице разработчиков из Firaxis Games, ведомых самим Сидом Мейером. В конце 2012 года игра вышла.

Buy XCOM: Enemy Unknown from the Humble Store

Изображение с сайта www.humblebundle.com

Сюжет всё тот же. На Землю нападают пришельцы. В ответ многие ведущие страны мира дают старт проекту ХСОМ, в который попадают лучшие вояки, учёные и инженеры. В качестве лидера проекта выбирают командира, в чью роль игроку и предстоит вжиться.

В общей концепции, игра повторяла оригинал 1993 года, но дьявол кроется в деталях. Базы по всему миру теперь не надо строить. Всё управление ведётся из-под земли, а снижать панику можно так же запуском спутника, что снижает панику, и обеспечивает воздушное прикрытие региона. Облегчены были и исследования, которые стали понятнее и проще.

Переработке подверглась и боевая часть. Теперь на всё-про-всё у каждого солдата есть два очка действия. Тратятся они и на движение, и на действие.

Enemy Within

Спустя год для игры выходит дополнение под названием Enemy Within. Оно вводит новый ресурс – состав. Эта субстанция позволяет модифицировать солдат как генетически, так и технически. Так же к пришельцам игра добавляет нового врага – Exalt. Exalt являются сторонниками пришельцев, и так же борются с ХСОМ.

XCOM: Enemy Within (Video Game 2013) - IMDb

The Bureau: XCOM Declassified

В этот же год вышел многострадальный шутер по ХСОМ с изменённым названием The Bureau XCOM Declassified. И он заметно отличался от того, что показывали в 2010 году.

The Bureau: XCOM Declassified - Wikipedia

Сюжет крутился вокруг агента ЦРУ Уильяма Картера. Протагонисту требовалось доставить важную посылку. Но при попытке похищения посылки сам груз взрывается. Мужчина чудом остаётся жив и застаёт картину нападения инопланетян на базу военных. Собрав выживших и выбравшись из этой заварушки, Картер становится одним из агентов тайной организации ХСОМ, который изначально строился с целью ведения партизанской войны против стран ОВД. Но обстоятельства сложились так, что теперь предстоит использовать ресурсы организации против инопланетной угрозы.

Геймплейно игра представляло совершенно другой проект. Игра представляла собой шутер от третьего лица с возможностью отдавать приказы своим товарищам. Так же присутствует штаб, где главный герой может узнать обстановку, потренироваться в стрельбе, улучшить себя или других агентов.

XCOM 2

Следующая игра была анонсирована в середине 2015 года. Однако всё началось задолго до лета того же года. В мае 2015 года был запущен сайт, рекламирующий город под названием «Адвент». Через несколько мгновений этот сайт был взломан, на котором позже были написаны слова о лжи Адвента. Шрифт, которым пользовались «взломщики», напоминал шрифт ХСОМ. После первого тизера была анонсирована дата выхода – 2 февраля 2016 года.

В 2016 году игра вышла. По сюжету, ХСОМ не мог дать достойный отпор пришельцам, из-за чего многие мировые лидеры пошли на сговор с пришельцами. Через некоторое время ХСОМ был закрыт, а все его члены подлежали уничтожению. Тем временем пришельцы создали коллаборационное правительство под названием Адвента.

С тех событий минуло уже 20 лет. Но ХСОМ жив и продолжает брыкаться. Однако теперь он вынужден действовать в подполье. Первым шагом сопротивления стал захват костюма, которые лишил бы солдат Адвента единого центра командования. После успешной операции костюм вскрывается. Внутри костюма оказывается командир ХСОМ, который давал бой инопланетным захватчикам во времена первого вторжения. Однако, многое изменилось. Теперь ХСОМ представлял собой лишь очередную группировку сопротивления, перемещающуюся на огромном корабле под названием «Мститель». Игроку в виде командира предстоит объединить сопротивление, и нанести удар по предателям и оккупантам. Но у него мало времени. Ведь Адвент работает над неким проектом «Аватар», который не сулит людям ничего хорошего. Отсрочивать начало проекта можно путём уничтожения специальных объектов или выполнения некоторых сюжетных заданий.

Так как уничтожение привычного мира вынудило ХСОМ уйти в подполье, финансирует ХСОМ теперь сопротивление, которое оставляет необходимые материалы в конкретном месте. Так же можно исследовать случайные объекты, которые могут предоставить какие-либо бонусы.

Переработке подверглись и классы. Штурмовик стал рейнджером и обзавёлся оружием ближнего боя. Снайпер остался единственным классом с пистолетом. РПГ гранатомётчика был заменён на обычный гранатомёт. Боец поддержки обзавёлся дроном, который может лечить, защищать и наносить урон по противникам (при должной прокачке). Так же миссии на время стали очень частыми во второй части, и отряд может быть в режиме маскировки.

XCOM 2 War of the Chosen

В 2017 году выходит дополнение для ХСОМ 2 под названием War of the Chosen. Дополнение добавляет в игру особых противников – Избранных. Избранные – это пришельцы, одарённые самими эфериалами. И теперь им предстоит столкнуться лбами с сопротивлением под командованием командира, которого сопротивление вызволило из плена Адвента. Избранные стараются всячески досаждать ХСОМ, то воруя припасы, то появляясь на миссиях, а в некоторых моментах и вовсе, выводя корабль из строя. У каждого из Избранных есть несколько слабых мест, которые следует учитывать при выборе тактики против него.

Но устранить их не так просто. Если просто снизить им здоровье до нуля, то они телепортируются в своё убежище, оставшись в живых. Чтобы раз и навсегда от них избавится, необходимо найти их убежище и убить Избарнного в его же доме. В этом помогут операции сопротивления, которые так же могут предоставить ресурсы при успешном их выполнении. Так же DLC добавляло три дополнительные фракции сопротивления:

Жнецы. Снайперы. При стрельбе из маскировки есть шанс, что они не выдадут свою позицию.

Заступники. Бывшие солдаты «Адвента». Могут действовать в любой последовательности действий (могут сначала выстрелить, а потом сменить позицию)

Храмовники. Псайкеры. Обладают невероятным псионическим потенциалом, позволяющим им создавать оружие благодаря своей мощи.

С каждой из организаций стоит поддерживать хорошие отношения. Если командир будет их поддерживать, то они будут предоставлять своих бойцов с уникальными способностями, присущими одной из фракций сопротивления, в ХСОМ.

Также были обновлены некоторые механики взаимодействия с солдатами. Теперь их можно награждать за заслуги, что предоставляет им преимущества. Также солдаты могут формировать эмоциональную связь друг с другом, обзаводиться фобиями (которые можно убирать с помощью больницы) и уставать после задания. Последний параметр не стоит игнорировать, так как уставший солдат может получать штрафы на поле боя, если он слишком часто будет отправляться на задания, не отдохнув.

Также были добавлены новые виды дополнительного снаряжения и противников.

ХСОМ Chimera Squad

Последней частью ХСОМ считается ХСОМ Chimera Squad. Война людей против пришельцев закончилось победой первых. Эфериалы покинули планету, но они оставили на ней своих солдат на растерзания человечеству. Но люди не стали устраивать расправу над остатками армии интервентов. Даже наоборот, они пытаются найти компромисс с гостями из далёкого космоса.

Так и появился Город-31, в котором своё место может найти как человек, так и пришелец. Особая роль в нём уделена отряду «Химера», который стоит на страже благополучия своего города.

Ставка на этот раз была сделана именно на боевую составляющую и уникальность каждого оперативника. В их числе могут находиться как люди, так и пришельцы.

Обзор игрового процесса:

Сюжетный трейлер:

Интересное

Оставьте комментарий

десять − 9 =